0 36

Опора для сельского хозяйства. Для чего фермерам объединяться

«Опора России» готова принять сельских бизнесменов на правах полноправных членов.

Фото Алексея Гусева / АиФ

О том, как брянскому сельскому хозяйству преодолеть проблемы роста и выйти на новый уровень, рассказал председатель Брянского отделения «Опоры России» Виктор Гринкевич.

Виктор Гринкевич. Фото: Брянское отделение организации "Опора России"

У каждого своя ниша

«АиФ-Брянск»: Виктор Григорьевич, победные реляции на «Дне брянского поля» не оставляют сомнений: сельское хозяйство региона показывает изумительные результаты. Но что-то и брянской продукции на полках гипермаркетов не видно, и многие фермеры скорее бедствуют, нежели процветают. Можно как-то улучшить ситуацию?

Виктор Гринкевич: А почему вы думаете, что брянский картофель должен продаваться именно в Брянске? Перед экономикой такой задачи не стоит. Задача произвести товар и продать его с прибылью. Если кто-то умудряется продавать зерно или картофель в Австралию - молодец. Удаётся с прибылью сбывать? Отлично!

Разве в брянских магазинах наблюдается нехватка сельхозпродукции? Не хватает хлеба, молока, овощей? Хватает. Окажется, что сельхозпродукция в дефиците - сработают законы рынка, и местные сельхозпроизводители начнут продавать свою продукцию в регионе.

Что же касается отдельных фермеров, которые сейчас проигрывают конкурентную борьбу, то для них есть способ повысить свою конкурентоспособность. Но нужно понимать, что в конкурентной среде победителями не смогут быть все «поголовно» - всё равно будут лидеры и аутсайдеры.

- Но сейчас мелкому предпринимателю приходится конкурировать с крупными предприятиями…

- Так было всегда, и всегда фермер находил свою нишу. Даже советская власть не смогла уничтожить желание человека самому что-то производить и продавать. И так называемое огородничество порой достигало серьёзных объёмов. В Брянской области у многих были огороды по полгектара, к их обработке привлекали колхозную технику. И люди на себя работали лучше, чем на колхоз.

В других регионах «советское фермерство» было ещё более масштабным. Например, на Кавказе всегда были свои сады, люди не только выращивали, но и успешно продавали мандарины, грецкие орехи.

Фото: pixabay.com

Всё это было или нелегально, или полуофициально. Считалось, что человек продавал излишки со своего огорода. Слово «фермер» или тем более «предприниматель» не произносилось вслух.

Выдержать конкуренцию

- Но с началом капиталистической эры это положение кардинально изменилось ...

- Когда страна вошла в рынок, легализовав частную собственность и частное производство, самыми эффективными оказались как раз маленькие хозяйства. Благодаря их мобильности, готовности меняться они успешно конкурировали с крупными. Кроме того, на больших колхозах и совхозах висела социалка - Дома культуры, лечебные учреждения, школы, детские сады. Содержать всё это за свой счёт для многих оказалось невозможным. Плюс колхозы в подавляющем большинстве были не эффективны - слишком низкая производительность труда.

Но все производители были поставлены в жёсткие безгосударственные условия, многие вчерашние лидеры продержались совсем недолго - большинство руководителей оказались не готовы к самостоятельному плаванию.

А вот маленькие хозяйства, наоборот, вздохнули свободно. И на первом этапе выбились вперёд те, которые знали рынок, - они же уже работали на рынке, правда, только «на колхозном рынке».

- Когда и почему ситуация стала меняться?

- Когда забрали на содержание бюджетов социалку. Те крупные хозяйства, которые сумели выжить, - у них был определённый финансовый «подкожный жирок» - получили возможность развиваться.

На втором этапе бизнес воспроизвёл все цепочки - от производства до продажи. Фермеры были и агрономами, и коммерсантами, и инженерами по переработке. И они сами вели планирование всех процессов. Но это смогли сделать далеко не все, и именно тогда началось массовое разорение сельхозпроизводителей, появилась свободная земля, начали зарастать поля.

Но самые удачливые и мудрые, воспользовавшись этим, стали расширяться - покупать землю, технику.

- Именно они, эти удачливые, выросли в агрохолдинги?

- Нет. На третьем этапе в сельское хозяйство зашли крупные аграрные структуры. Именно зашли, потому что большая часть этого бизнеса работала до того на других рынках. Чаще всего - на перепродаже импортной сельхозпродукции. Заработанные на торговле капиталы перетекли в сельское хозяйство.

Государство выделило средства и оказало поддержку для создания больших аграрных холдингов. И это было правильное решение, которое обеспечило продовольственную безопасность России.

У крупного бизнеса был совершенно иной подход - не от выращивания к продаже, а на-оборот. Логическая и логистическая цепочка выстраивалась от востребованного на рынке товара. Проще говоря, сеять стали только потому, что они знали, где востребовано то, что вырастет. И холдинги стали создавать вертикально интегрированные структуры - от земли до магазина.

Фото: АиФ / Александра Молочникова

Именно тогда, когда пришли настоящие предприниматели, знающие работу на рынке, начался настоящий подъём. Но у малого аграрного бизнеса начались проблемы - выдержать конкуренцию оказалось не так просто.

Работать вместе

- И что же им делать? Признать поражение и уступить место под солнцем тиранозаврам рынка?

- Посмотрите на европейский опыт. Там множество мелких фермеров, и они не просто выживают, а процветают, выдерживая конкуренцию с международными агрохолдингами.

А у нас извечный антагонизм производителя, переработчика и продавца приобретает нездоровые формы. Вместо того чтобы создавать совместные мощности для переработки и хранения сельхозпродукции, каждый хочет перехитрить каждого.И от этого никому никакой пользы. На данный момент в России интеграционные процессы ещё слабы, но выход один - расширять их, объединяя сельхозпроизводителей вокруг ядра переработчиков.

Мы начинаем работать с предпринимателями на селе. Это предпринимательство носит специфический характер.

- С чего начать?

- Так исторически сложилось, что для фермеров создавались свои отраслевые объединения. Но фермер - тоже предприниматель. Кто-то производит свой продукт на заводе, а кто-то - на земле. И думаю, фермерам нужно становиться предпринимателями в полном смысле, расширять зону интересов и зону влияния, объединяясь с «не сельским» предпринимательским сообществом.

- Хорошо, но готова ли «Опора России» принять сельских бизнесменов на правах полноправных членов?

- Вне всяких сомнений. «Опора России» и возникла как структура, содействующая стратегическому развитию и интеграционным процессам. У фермеров есть проблемы? Так наша организация как раз создавалась для защиты интересов предпринимателей.

Кроме того, одна из функций организации - поддерживать канал коммуникации, донося информацию «с земли» до центров принятия решения и руководства страны. У нас фермеры могут рассказать о проблемах, получить поддержку и информацию, необходимую для дальнейшего планирования. А от того, что мелкий предприниматель, работающий на селе, повысит свою конкурентоспособность, выиграют все - и бизнес, и регион, и потребитель.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как прошел «День производителей Брянского региона»?
  2. Что случилось в Брянском перинатальном центре?
  3. Какие существуют особенности наследования имущества несовершеннолетними?
  4. Обязан ли Роспотребнадзор проверять магазин по жалобе покупателя?
  5. На что в Брянской области потратят федеральные деньги в 2017 году?
  6. Какие экологические проблемы будут решать в Брянской области в 2017 году?

Как вы относитесь к созданию платных парковок в Брянске?